Сантьяго-де-Компостела - город в Испании (в Галисии) и духовно-рыцарский орден в Испании и Португалии. Орден основан в 1161 г. в Леоне. Утверждён папой в 1175 г. Участвовал в Реконкисте. В 1493 г. испанский король Фердинанд V стал, по соглашению с папой, магистром ордена. В средние века город - центр паломничества христиан. Здесь с начала 9 в. покоятся мощи апостола Иакова Заведеева.
Город считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. В наше время сюда стекаются туристы со всех концов света. Во-первых, чтобы увидеть величественный собор. Во-вторых, чтобы побродить по средневековому городу, посмотреть на его дворцы и здания, полюбоваться романскими и барочными церквами из золотистого гранита. Этот “каменный город” и впрямь достоин восхищения.
Сантьяго открывается неожиданно. На въезде в город возвышается огромная бронзовая фигура паломника, широко раскинувшего руки. В одной из них он держит широкополую шляпу, в другой - посох, неотъемлемые атрибуты странника. Если проследить за взглядом этого вечного путника, то откроется здание величественного собора, окруженного старинными многоэтажными зданиями монастырей. Колокола собора слышны на расстоянии 15 километров от Сантьяго. Именно здесь, по приказу Альфонсо II, была возведена часовня.
После того, как на этом месте было найдено надгробие, хранившее мощи Святого Иакова, король Альфонсо II, приказал возвести над гробом часовню. На поклонение Иакову стало прибывать все больше и больше паломников. Вскоре вокруг часовни вырос целый палаточный лагерь.
В 840 году папа Лев III специальной буллой повелел перенести епископство из Ивии в зарождающийся город, который получил имя святого Иакова - Сантьяго. Часовня была перестроена в базилику и богато украшена. Однако, вторжение мавров (арабов) на долгое время прервало связь христиан со святыней. В 997 году мавры во главе с Альмансором вторглись в северо-западную часть Испании, захватив Галисию. Армия христиан была разбита, жители городов бежали в соседнюю Астурию.
Сантьяго достался Альмансeру без кровопролития. Осмотрев базилику, он велел ее разобрать. Ценности и колокола пленные христиане на руках несли в Кордову - столицу халифата. Однако разрушение этим и завершилось. Неизвестно, почему, но сам гроб с мощами Иакова владыка мусульман велел не трогать. Своим зодчим он приказал возвести вокруг могилы резную каменную ограду, а военным охранять святыню от посягательств. Ограда гробницы в целости и сохранности сохранилась до наших дней. Уцелели и колокола базилики, которые поныне находятся в Кордове.
Галисия освободилась от засилья мавров в середине XI века. В Сантьяго потянулись пилигримы. Узкие тропы сменились мощеными дорогами. Спустя 3 года после варварского уничтожения были начаты восстановительные работы, но былого великолепия и величия базилика достигла лишь 80 лет спустя усилиями местного епископа Диего Пелаза. В течение следующих столетий собор неоднократно перестраивался, а в XVIII веке его и без того внушительный фасад был перестроен архитектором Антонио Гороем в блестящем барочном стиле.
Город состоит из двух частей, старой и новой. В старой зоне, уникальном сосредоточении дворцов, церквей и монастырей, запрещено автомобильное движение. Пройдя по улице Франко (Franco), вы быстро выйдете к собору. Все достопримечательности находятся недалеко друг от друга, но все же на подробный осмотр потребуется целый день. Торговый квартал проходит вдоль улиц Preguntoiro, Caldereria, Huerfanas. Недалеко расположен основанный в 1532 г. университет, располагающийся в здании XVIII в. Новая часть города не представляет большого интереса.
В городе находится более сорока исторических памятников. Но не стоит отчаиваться: самые значительные расположены вокруг собора. Что касается остальных, то просто походите по улочкам города, не зря же местные жители утверждают: здесь каждый камень говорит.
Собор. “Все дороги ведут к собору”. Прежде чем войти в него, оцените красоту многочисленных фасадов. Например, фасад Платериас (Platerias), самый старый, представляет собой крытый вход с романскими аркатурами тонкой работы. Собор был построен в XI-XII вв., но в XVIII в. богатое духовенство города осуществило еще ряд работ, лучшим примером чего является фасад Обрадойро (Obradoiro). Задуманное как заалтарный образ из камня, это сооружение в барочном стиле возносит свои башни на высоту до 80 м. Огромная лестница ведет к порталу Славы, искусно скрытому за тяжелыми дверями. Классицизм уступает здесь место восторженной гармонии романского стиля.
“Апокалипсическая победа Судного дня”, гениальное творение мэтра Матео, относящееся к XII в., является архитектурным манифестом испанской готики. В центре собора стоит колонна Поколений, ветхая, отполированная бесчисленными прикосновениями паломников, которые прикладываются к ней лбом в знак взаимопонимания. Сзади мэтр Матео изобразил самого себя стоящим на коленях перед главным алтарем. Высоко поднимающийся неф придает Святому месту небесную чистоту.
В соборе есть музей (открыт с 11. 00 до 11. 30 и с 16. 00 до 18. 00. Вход 250 песет, билет также служит для входа в клуатр и в зал сокровищ): на четырех уровнях размещена богатая коллекция предметов религиозного искусства, наиболее ценные из которых принадлежали еще “старому собору” IX в. В крипте хранится самое ценное из всех сокровищ - останки апостола Иакова Старшего. Можно ознакомиться с коллекцией гобеленов, выполненных по картонам Гойи, а также Рубенса и других мастеров фламандской школы.
Позади собора находятся два монастыря XVI в.: Сан Мартин Пинарио (San Martin Pinario) и Сан Пелайо (San Pelayo). Последний славится пирожными и лимонным печеньем, которые выпекают святые сестры. Продажа у входа. Но это еще не все. Вас ждут дворец Хелмирес (Gelmires), Каса-дель-Кабильдо (Casa del Cablldo), Сан-Фикс (San Fix), Санта-Мария-Саломе (Santa Maria Salome). А еще красивая церковь Санто Доминго де Бонаваль (Santo Domingo de Bonaval), где покоится поэтесса Росалия де Кастро. Музей Побо Галего (Museo de Pobo Galego). Открыт с 10. 00 до 13. 00 и с 16. 00 до 19. 00. Этот музей можно смело назвать самым полным этнографическим музеем.
Здесь представлены лодки и рыболовные снасти, орудия труда мелких ремесленников, плетеные корзины, кружево. Здесь можно увидеть превращение деревяшки в сабо. Музей дает представление о жизни галисийцев. Но самое главное - тройная винтообразная лестница, шедевр архитектора Доминго де Андраде.
Сантьяго-де-Компостела был заветной целью бесчисленных набожных паломников, стекавшихся сюда со всей Европы в средние века. Чтобы попасть в Испанию, паломники должны были пройти через Францию.