Куэнка

Куэнка (исп. Cuenca) - уникальный средневековый город, расположившийся на скалах меж серповидных изгибов двух рек в колдовской местности, красотой и живопис­ностью среди всех кастильских городов уступает лишь Толедо. Старая часть города с поразитель­ными «висячими» над скалой до­мами невелика и сосредоточена вокруг романско-готического собора, расположен­ного рядом с пл. Майор. У подножия старого го­рода, в новых южных кварталах находятся ж/д и автовокзалы.

Куэнка стала известна в XI в., после того как мавры возвели ук­репленный городок на скале, на месте римского поселения. В 1177 г. христиане под предводитель­ством Альфонсо VIII изгнали мав­ров, но жители Куэнки сохрани­ли основной род своих занятий - торговлю тканями, шерстью и ковроделие. Именно благодаря торговле город богател, здесь строились храмы и особняки.
Между реками Хукар (исп. Jucar) и Уэкар (исп. Huecar) на господствующей высоте 956 метров над уровнем моря в начале нашей эры возникло кельтское поселение. Когда сюда добрались римляне, здесь появился небольшой укрепленный гарнизон, который в 711 г захватили арабы, назвав его Kuvenka.

В середине XII века арабский географ Аль-Идриси (исп. El Idrisi) описывает Куэнку как древнее поселение рядом с искусственным озером, окруженную хорошо укрепленными стенами.
В 1177 г кастильский король Альфонсо VIII берет Куэнку приступом и делает его столицей своего королевства и центром епархии. Город постепенно заселяют христиане, которые мирно уживаются с остатками арабов и евреями. Однако ведение нового городского свода законов, Fuero de Cuenca, порождает религиозные распри, которые приводят к формированию кварталов, заселенных по религиозному признаку - мусульмане селятся вокруг башни Маньяна (исп. Torre Mangana), евреи - на Calle Zapaterias.

До XVI в. город процветал. С древних времен он был знаменит производством шерсти и текстиля. Здесь выращивали домашний скот и обрабатывали слоновую кость (это ремесло в Куэку принесли жители Кордовы). Привлеченные деньгами, сюда в поисках работы приезжали художники и архитекторы со всей Испании (преимущественно из «страны басков»), возводя тут прекрасные здания и дворцы. Так на средства, выделенные гильдиями торговцев шерстью и скотом, были возведены епископский дворец, ряд монастырей, церквей, несколько школ (многие из этих построек сохранились до сих пор).

Куэнка сильно пострадала от чумы 1588 г., затем началась череда засух, саранчи, эпидемий. К тому же король Карл IV издал указ, упразднявший цеховое производство в Куэнке, чтобы город не был конкурентом королевской фабрике гобеленов. В результате город постепенно пришел в упадок. В XVIII в. местный епископ попытался возродить здесь ткачество, но потерпел неудачу.
В XIX в. Куэнка становится столицей вновь созданной административно-территориальной единицы - провинции Куэнка.
В 1996 г. внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как редкий пример хорошо сохранившегося средневекового укрепленного города.

Основные достопримечательности находятся в старом городе.
Барочное здание мэрии на улице Альфонсо VIII. Плаза Майор (исп. Plaza Mayor) - главная площадь старого города.
Готический Кафедральный собор (исп. Catedral de Santa Maria y San Julian de Cuenca) на Плаза Майор. Это первый в Испании готический кафедральный собор. Строительство его началось в 1182 году, при Альфонсо VIII. Фасад работы Vicente Lamperez пристроен в XIX веке, в соответствии с европейской архитектурной модой того времени - украшать старинные церкви неоготическими фасадами. Строительство завершено в XVI веке, а фасад не окончен до сих пор.

Главный алтарь работы Вентуры Родригеса . До XII века на месте собора находилась арабская мечеть. При соборе организован небольшой музей, где выставляются картины Эль Греко. «Касас кольгадас» (casas colgadas) - буквально «Висячие дома» с деревянными балкончиками прямо над обрывом над р. Уэкар необычная готическая церковь Сан-Мигель с арабскими мотивами в убранстве к которым от Плаза Майор ведет улица Обиспо-Валеро.

Скит тревог (исп. Ermita de Nuestra Senora de las Angustias , англ. Nuestra Senora de las Angustias Shrine) - скит святой покровительницы епархии. Построен в 17-ом столетии непосредственно над хижиной местного отшельника. Представляет собою композицию из розовой центральной части с изящным барочным входом и два боковых флигеля, простых и суровых. Существует традиция по которой в страстную пятницу посетители должны целовать плащ Мадонны. Церквь San Pedro формой напоминает византийские церкви бывший монастырь кармелиток, сейчас в нем расположен фонд Антонио Переса. Епископский дворец (XVI-XVIII вв.) Музей абстрактного искусства в доме, именуемом Дом русалки (Casa de la Sirena) Музей истории Куэнки.

Музей науки со смелыми моделями «машин времени» и разнообразными физическими приборами, сторожевая башня Маньяна (Torre de Mangana) - расположены на одноименной площади, к которой от Плаза Майор ведет улица Санта-Мария. Башня является единственной сохранившейся частью разрушенной крепостной стены, возведенной маврами.В древности она служила дозорным пунктом. Сейчас здесь организована смотровая площадка откуда открывается прекрасный вид на город и откуда легко увидеть находящуюся на противоположном склоне деревушку Уклес, в которой возвышается построенная рыцарями ордена Сантьяго в стиле рококо доминиканский женский монастырь-крепость Сан-Пабло (Convento de San Pablo, XVI век, ныне - парадор).

Рядом размещается семинария Сан-Хулиан (1746) и монастырь Рабынь милосердия (Convento de las Esclavas de la Merced) с одноименной церковью. Церковь святого Филиппа Нери (Iglesia de San Felipe Neri) Площадь милосердия (Plaza de la Merced) монастырь Сан-Педро церковь Сан-Панталеон Мост San Pablo (Puente de San Pablo).

Монастырь ордена Сантьяго Рядом с деревней Уклес на склоне холма стоит средневековая крепость-монас­тырь, которую за неприступный вид часто называют «Ламанчским Эскориалом». В XII в. ее построи­ли рыцари ордена Сантьяго неда­леко от границы с арабскими го­сударствами. За мощными мона­стырскими стенами скрыто ренессансное здание, в котором сейчас разместилась семинария.